Вопрос введения должности ассистента ребенка с инвалидностью в штатные расписания учебных заведений имеет чрезвычайно важное практическое значение для детей с особыми потребностями.

Ко мне, как к народному депутату Украины и инициатора создания Национальной платформы «Украина дружественная аутизма» обратилась Общественная союз «Защиты прав лиц с расстройствами спектра аутизма» с инициативой введения должности ассистента ребенка (тьютора, ассистента ребенка с инвалидностью) в штатные расписания учебных заведений . Поставлен вопрос имеет чрезвычайно важное практическое значение для детей с особыми потребностями, их семей и всего общества. Именно поэтому в максимально короткие сроки была организована рабочая встреча представителей Национальной платформы «Украина дружественная аутизма» с министром образования и науки Украины Лилией Гриневич. На повестке дня стоял важный вопрос: «Введение профессии тьютора — ассистента ребенка с инвалидностью».

В ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

Включение профессии тьютора в Классификатор профессий Украины;
Создание нормативной базы для введения должности «тьютор» (ассистент ребенка с инвалидностью) в штатные расписания учебных заведений;
Оплаты сопровождения детей за счет образовательных субвенций или оплачивать эту услугу как услугу сопровождения за счет бюджетных назначений Министерства социальной защиты.
Необходимость переименования должности ассистента учителя в специальный педагог с целью повышения престижности данной должности и привлечения специалистов необходимой квалификации для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Необходимость четкого определения и распределения функциональных обязанностей специального педагога и ассистента ребенка;
Необходимость введения должности ассистента или дополнительного педагога в специальных учебных заведениях, особенно в тех классах, где учатся дети с тяжелыми формами нарушения развития или в классах для детей с аутизмом;
Необходимость отдельным документом / приказом МОН сообщить администрации школ и дошкольных учреждений о всяческое содействие (недопустимость препятствования) допуска ассистента ребенка в учебные заведения;
Сотрудничество с негосударственными / общественными организациями, имеющими опыт работы;
Необходимость дополнительного образования в сфере переподготовки педагогических кадров для работы с детьми с расстройствами спектра аутизма;
Необходимость принятия Государственной программы поддержки детей и взрослых с особыми потребностями.
Все предложения были приняты во внимание, зафиксированные в рабочем порядке и взяты в работу ответственными специалистами: генеральным директором Директората инклюзивного и внешкольного образования Ларисой Самсонова, руководителем Департамента общего среднего и дошкольного образования Кононенко Юрием Григорьевичем, начальником отдела специального образования Татьяной Симоненко по поручению министра образования и науки Украины Лилией Гриневич.

Следующая рабочая встреча состоится уже 12 апреля в Директорате инклюзивного и внешкольного образования с представителями Национальной платформы «Украина дружественная аутизма». Совместными усилиями можно сдвинуть с места любое дело. Я в этом убежден. Если перекладывать ответственность друг на друга и ждать, что кто-то сделает, потому что это его обязанность, то результат будет не скоро. Страну стоит строить вместе. Пусть изменения не так ощутимы сразу, но капля за каплей — наполняют стакан.